Станицы,
посёлки
Станица Новоджерелиевская
Что означает
Джерелиевская? Земли нынешнего АО "Победа" за два с лишним столетия
(со времен первых поселений) на много и неузнаваемо преобразились.
Исчезли многие лиманы, а их днища, когда-то кишевшие рыбой,
превратились в пашню. Не столь полноводными стали реки, в том числе
и Кирпили. Подземные грунтовые воды ушли в глубину или иссякли.
Сегодня эти места мало стали походить на плавни. А в те годы, когда
шло заселение, здешние земли, как повествуют легенды, оставшиеся от
первопроходцев - сечевиков, были так насыщены влагой, что можно было
возле хаты воткнуть в землю камышину и забьет из нее фонтан.
Родники из подземелья
пробивались на каждом шагу. Казаки с Сечи называли эти родники "джерелами"
(жерло, отверстие). Этим словом и нарекли они свое первое поселение
в диких плавнях.
Станица Батуринская
Батуринский курень в
Запорожском казачьем войске являлся одним из 38 традиционных
куреней. При создании Черноморского казачьего войска все эти курени
были возрождены, так как всегда являлись военно-административной
единицей, а в тот период войн и отражения набегов турок и крымских
татар - воинской частью.
Большая часть казаков
переселилась и на Кубань, на вновь пожалованную землю,
организованно, вместе со своими куренями.
Свое название ведет с
конца XVI
в., от первых поселений казаков в низовьях Днепра, когда бежавшие
от крепостной зависимости казаки образовывали отдельные и небольшие
группы, общины или курени, представлявшие собой на первых порах
своего рода землячества: курень Батуринский, т.е. община земляков.
Вышедших из города Батурин.
Станица Чепигинская
Станица Чепигинская
названа в честь кошевого атамана Черноморского казачьего войска
Захария Чепеги. Возникла там, где первоначально находился хутор
Величковский, переименованный в 1910 году в станицу Чепигинскую.
Так кто же этот
человек, вошедший в историю, славное имя которого было увековечено?
Чепега Захарий
Алексеевич (1726-1797 г.г.) второй атаман Черноморского казачьего
войска. В возрасте 24 лет прибыл в Запорожскую Сечь. В октябре 1769
г. Чепега, уже будучи в должности войскового полковника, отличился в
разгроме турок у Днестра. В годы русско-турецкой войны 1769-1774
г.г. принимал участие в походах к Очакову, где отличился при взятии
"языков". Избирался управителем Потовчанской паланки. С того
времени сохранилось несколько ордеров, написанных на имя Чепеги
последним кошевым атаманом П. Калнишевским, где его называют:
Харитон, Харько, Захарий.
Есть сведения, что
летом 1777 г. Чепега в составе отряда казаков-волонтеров воевал в
Крыму под командой А.В. Суворова и А.А. Прозоровского, который в
ордере от 25 июня 1777 г. отмечал, что Чепега "в сражениях поступал
без робости и продолжал службу исправ-
но",
Казаки, собравшись на
Раду, избрали новым атаманом Чепегу (С. Белый в сражении в
Днепровско- Бугском лимане был смертельно ранен), который был
известен как "человек высокого ума, доброго сердца, обладающий
воинскими способностями и тактом, но был мало образован и отличался
большой простотой в обыденной жизни".
За героизм и
распорядительность войском при взятии Хаджи-бея (ныне г. Одесса)
Чепеге пожалован офицерский орден Святого Георгия Победоносца
IV
степени, а через год он был произведен в чин секунд-майора. Во время
взятия Измаила он уже имел чин полковника. А.В. Суворов высоко
ценил Чепегу, поэтому и поручил ему при взятии Измаила командовать
одной из штурмовых колонн. За взятие крепости Чепега был произведен
в чин бригадира с пожалованием ордена Святого Гергия Победоносца
III
степени. Вскоре он, как
кавалер ордена, был
записан в дворянскую родословную книгу Ека-теринославской губернии.
Несмотря на все чины и
должности, Чепега оставался чистолю-бивым человеком и благодаря
своей простоте и доступности был гораздо популярнее среди рядовых
казаков, чем более гибкий и грамотный войсковой судья А. Головатый.
После окончания
русско-турецкой войны Чепега вместе со старшинами войска начал
добиваться выделения земли на Тамани и Кубани. 30 июня 1792 года
Екатерина II
подписала Жалованную грамоту на владение кубанскими землями, где
Черноморскому казачьему войску поручались "бдение и стража
пограничная от набегов народов закубанских".
Казаки сразу же начали
переселение. Конницу повел сухим путем атаман Чепега.
Получив разрешение
Суворова на строительство города и куренных поселений, Чепега 15
августа собирает в Карасунском куте казачий круг, который решает
"достопамятное воспоминание имени Жизнодательницы нашей Великой
Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны воздвигнуть главный
город Екатеринодар..."
С 14 июня 1794 г.
Чепега возглавляет поход Черноморских казаков в Польшу. После его
окончания Чепега был пожалован орденом Святого Владимира
II
степени и произведен в генерал-майоры, на Кубань возвратился в 1795
г.
Чепега до конца своих
дней оставался одиноким, не стал обременять себя семьей, хотя
попытки "ожэныть" его были.
В январе 1797 года при
очередной поездке по Черномории Чепега простудился, заболел и 14
января умер. Отпевали Чепегу в походной Свято-Троицкой церкви и
похоронили при ней с соблюдением воинских почестей.
Поселок Лебяжий Остров
За станицей Брюховецкой,
недалеко от станицы Чепигинской, есть поселок Лебяжий Остров.
По обычаям Запорожской
Сечи престарелые казаки любили оканчивать свою жизнь в монастыре,
поэтому войсковое правительство начало ходатайствовать о
строительстве монастыря для казаков.
Монастырь был основан в
1796 г. на берегу Лебяжьего лимана под названием Екатерино-Лебяжская
Свято-Николаевская пустынь. Пустынью он был назван потому, что
возник в отдалении от крупных населенных мест. Место выбрано не
случайно. Болотистая местность, покрытая камышом, лиман и реки, в
него впадающие (Бейсуг и Бей-сужок), богаты рыбой - основной пищей
монашествующих.
Наименование свое
пустынь получила в память милостей, оказанных войску Екатериной
II,
и в честь глубокочтимого казачеством святителя Николая.
Свое название Лебяжья
обитель приобрела не только из-за наименования лимана, а скорее
потому, что здесь действительно было много лебедей. Существует
древняя казачья легенда о том, как запорожский казак попал в плен к
туркам: "И стали его турки пытать, чтобы выдал он военную тайну -
где скрываются его братья по вере, православные воины
Христовы-казаки. Стойко держала запорожец, ни слова не сказал. Тогда
решили враги Христовы свершить над ним лютую казнь. А в тех
болотистых местах было много комаров. Раздели казака и привязали
его к столбу на съедение комарам. Взмолился тогда воин Христов ко
Господу: "Даждю ли, Господи, силы вынести испытание это! Скорее снег
выпадет среди лета, чем выдам своих братьев на поругание!"
Наступило утро. Горячее
солнце высоко поднималось над лиманом. И... о чудо! Вышли турки из
шатров и не могут поверить глазам своим: - все вокруг белым-бело от
снега. То белые лебеди в великом множестве окружили стойкого казака
и не дали ему погибнуть от комариного полчища. Испугались турки
предзнаменования Божия и отпустили казака с миром. С тех пор и
зовется это место Лебяжьим Островом.
Станица Переясловская
Переясловский курень -
один из 38 исторических запорожских куреней, пришедших в
1792-1793г.г. на Кубань из Приднестровья в составе Черноморского
казачьего войска.
По мнению самого
известного историка запорожского казачества Яворницкого, которое
другими историками не оспаривается, формирование Переясловского
куреня, как и ряда других, относится к 1576 и последующим годам.
"Не желая терять волю,
масса казаков двинулась на низ на пороги" (Днестра), где выходцы из
одной местности селились вместе, создавая общины, позже получившие
название куреней.
К числу таких куреней
относится и Переясловский.
Город Переяслав -
столица славянского племени северян. Всемирную известность этому
небольшому городу принесла так называемая Переясловская рада,
состоявшаяся 8 января 1654 года, на которой по предложению Богдана
Хмельницкого было принято решение о воссоединении Украины с
Россией.
На Кубань Переясловский
курень, не считая строевых казаков, ушедших с отрядами Саввы Белого
и Кордовского, переселялся сухопутным путем вместе с кошевым
атаманом З.А. Чепегой и с 25 октября 1792 года располагался на
Ейской косе до решения вопроса о местах поселения всех куреней.
Прибыло первоначально 166 душ обоего пола.
Зимой 1794-го года были
определены жребием места для поселения, а в начале мая туда начали
прибывать казаки для занятия "планов". Уманскому и Переясловскому
куреням досталось место "при речке Сосыке, при раздорах, от границы
верст за пятнадцать, кои и разбиты там, как и на ниже описанных
речках" (имеется ввиду, что курени поселялись на разных берегах
речек, с тем чтобы легче было строить и содержать гребли, мосты,
почтовые станции). Однако место поселения оказалось неудачным, и
казаки начали ходатайствовать о переселении их на другое
облюбованное место. Переселение произошло через 6 лет. В журнале
Черноморского войскового правительства за 24 июля 1800 года есть
такая запись: "... в сем годе Переяслов-ское селение, на основании
Высочайшего Его Императорского Величества именного повеления,
состоявшегося прошлого 799-го года ноября 3 дня, к покойному сего
войска атаману генерал-майору Котля-ревскому по прошению оного, и в
рассуждении негодности прежнего места жительства, переселено на
речку Бейсуг..."
Проведенная через год
перепись показывает 64 семьи, "жительствующих в куренном селении".
Во время первого
пополнения Черноморского казачьего войска малороссийскими казаками в
1809-1811 г.г. в Переясловском куренном селении осело 2026 человек.
Второе пополнение, прибывшее из Малороссии в 1821-1825 г.г.,
прибавило в Переясловском селении еще 17 дворов.
|